Фрагменты величия  

В Гжели создан уникальный фарфоровый иконостас

Настоящим событием, "новостью в церковно-иконостасном строительстве", как писала одна из газет начала XX века, стало создание Товариществом фарфорово-фаянсовых заводов Матвея Кузнецова первого фаянсового иконостаса. Наряду с выполненными в русском стиле майоликовыми каминами, печами и киотами иконостасы вскоре стали одним из традиционных образцов кузнецовской керамики. Несмотря на то, что цены на такие произведения были непомерно высоки (примерная стоимость иконостаса с установкой на месте обходилась заказчику в 6 - 7 тысяч рублей), керамические иконостасы в начале прошлого столетия чуть было не стали конкурентами своим деревянным и мраморным собратьям. Расписанные специальными огнестойкими керамическими красками и эмалями, покрытые позолотой и закрепленные на очень прочной конструкции, они устанавливались на века, сохраняя для потомков запечатленные в пышности и яркости своего убранства многочисленные пожелания требовательных заказчиков. Любопытно, что изготовленные в мастерских предпринимателя-старообрядца фарфоровые гиганты, состоящие из множества сложных и громоздких деталей: ажурных витых колонок, пышно декорированных царских врат, фриза и полукруглых главок, заканчивающихся крестами, по замыслу их создателей, должны были украсить православные храмы России.
Однако яркие и изящные, они одновременно с этим были и весьма хрупки, вот почему до нашего времени подобные произведения почти не сохранились, а те, что уцелели, долгие годы не были известны ни специалистам-искусствоведам, ни художникам. Поэтому, решив возродить это редкое, сложное и забытое искусство, мастера Гжели отправились перенимать опыт в далекий чешский город Марианске-Лазне, где в одном из православных храмов - церкви Св. Владимира, до сих пор стоит созданный кузнецовскими мастерами иконостас, даже не подозревая, что у них на родине недалеко от Гжели, в деревне Савино, есть ничуть не худший подобный образец.
Как это было и сто лет назад, идея создания подобного произведения принадлежала будущему заказчику. Им стали настоятель и прихожане известного в Подмосковье храма Ильи Пророка, расположенного в нескольких километрах от Москвы между Рублевским и Волоколамским шоссе, на высоком берегу Москвы-реки в усадьбе Ильинское. Когда-то она принадлежала семье Романовых и, в частности, трагически погибшему от бомбы террориста в 1905 году московскому губернатору великому князю Сергею Александровичу, дяде императора Николая II, и его супруге великой княгине Елизавете Федоровне - родной сестре императрицы. Церковь, переоборудованная в 1937 году под склад для элитного партийного санатория, была вновь освящена в 1991 году, дойдя до наших дней, как это часто бывает, в разрушенном состоянии и с полностью уничтоженным интерьером. Вот тогда-то весьма состоятельным и влиятельным ее прихожанам и пришла в голову идея создания необычного керамического иконостаса для своей церкви.
Ее реализация была поручена известному гжельскому мастеру Валентину Розанову, который в течение трех лет, с 1999 по 2002 год, занимался разработкой проекта и исполнением этого произведения. По существу художнику совместно с работающей с ним творческой группой из Дулева и Гжели пришлось заново пройти весь путь. Для начала они максимально усложнили себе задачу, задумав впервые в России создать не фаянсовый, как это было у Кузнецова, а фарфоровый иконостас, еще более яркий, но в то же время строгий. Путем многочисленных проб и ошибок, вручную отливая форму отдельно почти для каждой из 500 деталей, подбирая краски и оттенки, им удалось создать новое и необычное произведение керамического искусства. Сейчас работа почти закончена. Полтысячи фрагментов готовы и разложены в мастерской художника, ожидая, когда же этот гигантский паззл в девять метров высотой и семь шириной будет смонтирован на специально разработанном инженером-конструктором металлическом каркасе и установлен в Ильинской церкви. Поскольку дело это трудоемкое, то увидеть первый и единственный в России фарфоровый иконостас можно будет только на Рождество. Увидеть и порадоваться, что столь сложный, но необычайно эффектный опыт наконец-то востребован российскими ценителями керамического искусства, а созданные мастерами чертежи и проведенные расчеты позволят нам, как и при Кузнецове, надеяться на долгую жизнь нового вида церковно-иконостасного строительства.

Андрей ВОРОБЬЕВ

«КУЛЬТУРА» №38 (7345)
19 - 25 сентября 2002г

Hosted by uCoz