Для многих часы - предмет чисто утилитарный. И правда, что взять с циферблата, пары стрелок и механизма, заключённых в металлический корпус? Однако часы часам рознь. Художник по фарфору Валентин Розанов тоже делает часы, но это не просто приборы для бесконечного отсчитывания секунд. Каждая его работа - это ещё и великолепное украшение для любого дома. Дома, в котором ценят изысканность и красоту.
Валентин, как вы начали заниматься фарфором?
Лет тридцать назад я окончил художественное училище и попал на фарфоровый завод в Гжели, которую считаю своей второй родиной. Всему, что сейчас умею, я научился именно там,ведь училище даёт только азы.Проходязаводскую школу, постепенно дорос до главного художника. С одной стороны,стать им было очень приятно, нос другой - эта должность привела меня в основном к административной работе. В итоге я от неё постепенно отошёл и стал работать независимо. Когда твою деятельность определяют собственные желания, а не какие-то внешние факторы, творить значительноинтересней. У меня есть коллектив единомышленников, своего рода творческаямастерская, куда входят и мои ученики.
Вы ещё и преподаёте?
- Да, уже почти 8 лет я преподаю в московском Реабилитационном центре для инвалидов. Там в своё время
решили попробовать проводить реабилитацию через творчество, чтобыу людей с ограниченными возможнос
тями появилось дело жизни, какая-тоцель. Некоторые из молодых людей,впервые приходивших на занятия, не то что никогда с керамикой не работали, но даже карандаш в руках еле держали. Однако к концу четвёртого года(столько длится курс обучения) они,
к всеобщей радости, уже многое умеют. Скажу даже больше: некоторые становятся моими коллегами, настоящими профессионалами. Помню, была довольно занятная история с «нашествием» моих учеников на одну из московских мастерских. В ней тогда в основном работали бывшие архитекторы, у которых на тот момент не было занятия по специальности. Атмосфера там была довольно богемной, никто особенно не перетруждался. И вот, приходят туда две наши глухие девочки. Поначалу им было трудно, многое не получалось, но поти-
хоньку, упорно трудясь, они пришли к великолепным результатам и практически «выжили» из этой мастерской «стариков». Сейчас большая часть её сотрудников - мои ученики...
- А почему вы начали делать часы?
- Я всегда стремился сделать не «мёртвый» предмет, а вещь, которой был бы присущ определённый игровой момент: фарфоровую люстру, фарфоровый телефон, фарфоровые часы... Прародительницей изготовления часов из фарфора можно назвать мою учительницу - народного художника России Людмилу Азарову. Она создававшая единичные, подарочные вещи, была первой.
Много лет спустя эта идея заинтересовала Второй московский часовой завод «Слава». Их представитель как-то приехал к нам и предложил взяться за производство художественных часов. До этого ни один российский завод ничего подобного не выпускал: Делали часы из дерева, из бронзы, а фарфоровые - нет. Поэтому начинать было трудно, не было даже специальных часовых механизмов. До всего доходили собст-
венным умом. Мне пришлось разрабатывать форму стрелок, наши конструкторы совершенствовали стандартный механизм, чтобы его можно было вставить в фарфоровый корпус. Какими будут формы будущих часов, решали, объявив конкурс среди художников.
Затем начался самый сложный этап -непосредственное производство, ведь на запуск любой новой вещи уходит очень много времени, минимум полгода. В итоге удалось создать несколько серий фарфоровых часов, а также ряд уникальных вещей. Однако на «Славе» это дело быстро заглохло, потому что не приносило солидных барышей. Чтобы получить хоть какую-то прибыль, надо было выпускать более значительные серии,
распространять их по всей России, снижать себестоимость. Но несмотря на то, что Второй часовой «вышел из игры», идея фарфоровых часов уже успела найти отклик как на других предприятиях, так и у частных художников. Проблем со специальными механизмами больше не было: появился широкий выбор немецких, российских, китайских и других.
Мне нравится делать часы, и я время от времени что-то придумываю - в по-
дарок или просто для себя. Так, года два назад страховое общество «Россия» обратилось ко мне с предложением сделать что-нибудь для эксклюзивных новогодних подарков. Очень люблю часы с охотником и медведем, отдыхающими на привале. Они были заказаны к юбилею одного человека, увлекающегося охотой. Делал я часы и к 300-летию района «Лефортово», один экземпляр которых был преподнесён приезжавшему на празднование мэру Женевы.
В чём, по-вашему, «изюминка» фарфоровых часов?
Во-первых, их у нас практически никто не делает, то есть это по сути уникальные вещи. Во-вторых, фарфо ровые часы украшают интерьер, облагораживают и даже, я бы сказал, одушевляют его. К тому же по
форме это не просто привычные квадрат или круг. Все модели несут некую информативную нагрузку, их интересно разглядывать: окружать циферблат может фарфоровый пейзаж, сказочная сценка и другие сюжеты.
Как рождаются такие часы?
Сначала идея витает в воздухе,потом каким-то образом попадает в голову, а затем воплощается в карандашном наброске. Набросков, кстати,могут быть многие сотни. Далее изготавливается модель в натуральную величину из пластилина. Ну а затемначинаются все необходимые производственные стадии.
Что ещё увлекает вас в настоящее время, кроме часов?
Я всю жизнь проработал с «гжелью», а это, как известно, фарфорс росписью кобальтом. Сейчас его уже очень много, и я потихоньку начинаю делать вещи не просто сине-белые, а вразных цветах. Изучаю техники росписи,например XVII века, и понимаю, что за прошедшее с тех пор время не изобретено практически ничего нового. Работаю в архивах музея «Кусково», делаю копии со старинных оригиналов, чтобы
их могли приобрести все желающие. Копия получается абсолютно идентичной, но стоит она гораздо дешевле подлинника. Раз людям интересны какие-то вещи, почему их не повторить? Вкусы потребителей постоянно меняются, и эпоха минимализма, на мой взгляд, уже в прошлом. Сейчас есть спрос на более изысканные, красивые вещи, которыми можно любоваться. Начат был этот проект весьма символично: первую копию решили сделать с самой первой русской фарфоровой вещи - шкатулки-конфетницы работы Виноградова (1748 год). Мы изучили всё до малейших деталей и выпустили 100 таких вещиц. Копия получилась идеальной. Могу сказать, что наша конфетница даже лучше оригинала.
Кроме того, есть ещё один очень интересный проект • 10-метровый фарфоровый иконостас для церкви
в селе Ильинское. Работа очень сложная, но безумно увлекательная.
Валентин, ваше отношение к часам понятно, а как вы относитесь ко Времени?
Моё к нему отношение похоже на отношение к жизни вообще: чем дольше живёшь, тем больше начинаешь ценить и то, и другое.Это неразрывные понятия. С возрастом учишься планировать свои дела на недели, а иногда и на годы вперёд. Жизнь - это постоянный процесс реализации наших планов во времени. Этим мы и живём.
Что для вас является символом Времени?
Конечно же, часы! Мне становится всё более интересно работать над ними.Это необычный объект: прибор для определения точного времени, облечённый в художественную форму.
Как вы считаете, тема фарфоровых часов в вашем творчестве будет развиваться?
Я думаю, что да. Какие-то идеи постоянно возникают, им просто надо дать хорошенько вызреть, и тогда появится что-то новое, интересное. Иногда даже подумываю, что было бы неплохо организовать постоянную часовую экспозицию или что-то в этом роде...
Анастасия Борзенкова
Журнал «Который час?» № 2 2003 год
|