Выставка -презентация в ДОМЕ ЖУРНАЛИСТОВ  

В холле "Домжура",перед открытием выставки.

17 марта 1997 г.в зале прессконференций собрались друзья,коллеги художника,искусствоведы,журналисты,коллекционеры и ученики

"Я ужаленный Гжелью"-сказал на открытии коллекционер со стажем З.Высоковский

Обсуждение работ.В холле " Домжура" с трудом разместились желающие посмотреть и обсудить выставку.

Обсуждение работ

Автор у витрин с работами своей мастерской.

С Татьяной

Чем отличается фарфор от «Мерседеса»

В Центральном Доме журналистов открыта выставка работ художника Валентина Розанова и его учеников.
Уже три года известный мастер росписи по фарфору руководит отделением керамики факультета декоративно-прикладного искусства в Реабилитационном центре инвалидов. На выставке представлены работы первых выпускников творческой мастерской Розанова — теперь молодых профессионалов: Ольги Игнатовой, Натальи Ко-пыловой, Вадима Лобкова, Натальи Попковой. "Мне бы хотелось, чтобы талантливые молодые люди узнали о нашем Центре, где можно получить образование и гарантированную работу по специальности после окончания учебы, несмотря на любую группу инвалидности", — рассказывает Валентин Розанов.
В этом году художник отмечает двадцатилетие творческой деятельности. Творческая биография Розанова началась в объединении "Гжель". Это и определило дальнейшую судьбу художника, его стиль — сегодня неповторимый, отличающий работы Розанова от изделий других мастеров. Фарфор, расписанный Валентином Розановым, побывав на знаменитых заграничных выставках, хранится в государственных музеях России и частных коллекциях. По его фарфоровым часам сверяет время Наина Ельцина, а из уникального чайного сервиза "Москва Златоглавая", в котором большой самовар из фарфора напоминает по форме собор Василия Блаженного, пьет чай сам Патриарх Алексий II.
Свою выставку питомцы художника посвятили 850-летию Москвы. Искусствоведы, высоко оценившие творчество выпускников мастерской Розанова, отметили, что эти работы, сохраняя традиции Гжели, несут в себе и исконно московскую культуру фарфора — неповторимое изящество и изысканность.
Среди ценителей искусства Валентина Розанова, собравшихся на открытии выставки, присутствовал известный артист Зиновий Высоковский — коллекционер фарфора с 30-летним стажем. "Фарфор в доме — это красота, уют и покой. Кроме того, коллекция фарфора в отличие от коллекций норковых шуб и "Мерседесов" пробуждает высокие чувства и способствует благоприятной обстановке в семье", — констатировал г-н Высоковский, пожелав художнику и его воспитанникам творческих успехов и новых работ для его коллекции.


Юлия МАСЛЕННИКОВА.
Газета «Вечерний клуб» 27.03.1997 г.

Исцеление Гжелью

Необычная выставка открылась в Центральном Доме журналиста на Никитском бульваре. Все, кто любит гжельскую керамику и разбирается в ней, несомненно, знают имя Валентина Розанова — художника-фарфориста, чьи шедевры и послужили основой экспозиции. А необычность выставки в том, что помимо работ именитого мастера представлены и произведения его учеников из Московского реабилитационного центра для инвалидов.
Валентин Розанов после окончания Абрамцевского художественно-промышленного училища долго работал в объединении «Гжель». Он автор трехсот с лишним изделий из фарфора. Это вазы, чайные и кофейные сервизы, подсвечники, пивные кружки и даже часы. Выполненные в «фирменных» сине-белых цветах, необычной формы, с фантастическим изящным рисунком, они задевают душевные струны даже у тех, кто привык есть и пить исключительно на золоте и серебре. Не зря его работы хранятся в частных коллекциях по всему миру и украшают дома Бориса Ельцина и Маргарет Тэтчер... Сейчас Розанов — художественный руководитель творческой мастерской фарфора Реабилитационного центра.
— Три года назад, — рассказывает Валентин, — мы организовали при центре художественное училище, где люди, которые практически выпали из активной жизни, начинают проявляться как одаренные личности. Бывают поразительные примеры: больной церебральным параличом вдруг начал писать картины, которые не то - что нравятся — завораживают.
Выпускники моего отделения после трех лет обучения умеют все — от замеса глины до росписи. Они становятся настоящими художниками со своим стилем и взглядом на мир. Их оригинальные работы — лучшее тому подтверждение.
И главное — все эти вещи не только хранятся на музейных полках, но и служат людям в быту, принося в дом уют и красоту...
Сходить на эту выставку, посвященную 850-летию Москвы, стоит хотя бы потому, что ни в одном магазине ничего подобного вы не увидите. Продукция мастерской Вален
тина Розанова там не продается.

Александр
Сергеев

Газета «ВЕК» № 11.1997 г.



Автограф на фарфоре

Когда рассматриваешь изысканную бело-синюю керамику на выставке творческой мастерской художника Валентина Розанова, то невольно задаешься вопросом: "Зачем было признанному и преуспевающему мастеру идти в преподаватели, да еще к инвалидам? Откуда это стремление научить других, когда для некоторых талантов (как подлинных, так и мнимых) единственной целью в жизни стали деньги? - Ведь и он мог бы зарабатывать их в избытке, если бы отдавал все свое время только искусству..." Ответы нашлись после того, как ближе узнал этого человека.
Ему всего 42. А крупных, в том числе и персональных, выставок на его счету - 43. Есть в этих числах что-то мистическое - вроде бы каждый год жизни да еще с запасом отмечен появлением на свет новых творений, какие не стыдно показать людям. Не только москвичам или питерцам, но и японцам, корейцам, американцам, англичанам, немцам, чехам, австрийцам, болгарам...
Мы сидим с Розановым в его уютной московской квартире, и очаровательная жена художника приносит чай в настоящих гжельских чашках. Есть в доме и целая выставка уникальных работ Валентина, которого, несмотря на его молодость, и в книгах о Гжели, и в каталогах выставок уважительно именуют зрелым мастером. Разговор наш, само собой, идет о недавней выставке, о житье-бытье, о творчестве.
Откуда есть-пошло это звонкое и загадочное слово - "Гжель"? Оказывается, идет оно от слова "жгли", поскольку в селах нынешнего Раменского района Подмосковья испокон веков обжигали в избытке имевшуюся здесь белую глину, и археологи отыскали в этих местах обломки глиняной посуды с орнаментом, которые датируются III—II тысячелетиями до новой эры Село Гжель как особо значимое для России упоминается в духовных грамотах (завещаниях) всех великих князей Московских, начиная от Ивана Налиты, а в грамоте Ивана Грозного Гжель упомянута среди других областей как "дворцовая", то есть как собственность двора.
Как же пришел в это тонкое, изумительное искусство паренек из Клина Валя Розанов?
- У моих родителей была целая библиотека по искусству, я обожал эти книги и альбомы, с детства в этом "варился", в кружок ходил, в изостудию, в Дом пионеров. Любил лепить из глины, пластилина, и после восьмого класса меня направили в Абрамцевское художественно-промышленное училище. После четырех лет учебы по распределению попал в Гжель. Я этот промысел знал, изучал, диплом делал по Гжели. И душа моя к этому лежала.
Начинал я там художником-рабочим. Условия работы одинаковые для всех, но каждый сам определяет свой путь и место в жизни. Кто-то остается на уровне простого исполнителя, и я уважаю такой выбор, поскольку не будь рядовых керамистов, не было бы и столь стремительного выхода гжельской продукции на широкий рынок. А тот, у кого более честолюбивые планы, пробивается сам, делая себе имя...
Имя же можно сделать при одном условии - создать что-то свое. И при этом остаться в рамках традиции, не уйти слишком далеко. Школа, правда, уже заложена, поэтому далеко и не уходишь. И все-таки только в собственной мастерской ко мне пришла настоящая раскованность, я стал больше искать, фантазировать...
Удивительны плоды этих фантазий Розанова. Например, чайный сервиз "Москва златоглавая", разработанный к 850-летию столицы. Главный предмет тут - большой фарфоровый самовар - напоминает собор Василия Блаженного. Или роспись керамических изразцов "Архитектурные памятники Москвы" - ни один пейзаж не повторяется дважды на изразцовой печи высотой в три с половиной метра.
Подсвечники и часы, малая скульптура и настенные панно, чайные сервизы и шкатулки, разделочные доски и телефонные аппараты, пасхальные яйца и расписные блюда... А недавно Валентин, правда, с опозданием на пять лет, выполнил заказ московского завода "Кристалл".
- Их представители ко мне приехали и попросили сделать бутылку оригинальной формы. А ко мне только через пять лет идея пришла. Сделал штоф "Петровский" -в виде фигуры Петра Первого высотой 24 сантиметра. Многие знаменитости, в том числе и актеры, у меня такую штуковину заказали. Только вот до "Кристалла" она никак не дойдет.
Розанов стал большим художником, со своим мироощущением и стилем, довольно рано. Может быть, поэтому и настоящим учителем он смог стать тоже рано. Сейчас руководит творческой мастерской фарфора на факультете декоративно-прикладного искусства и народных промыслов Реабилитационного Центра. Обучает тонкому своему мастерству инвалидов. Считает (и справедливо, по-моему), что не должно человеку сидеть сложа руки, даже если здоровьем природа или обстоятельства обделили. Буквально каждому, чей разум не исковеркан, свойственно стремление жить полноценно и так же полноценно творить - в любом виде деятельности. Но не каждому инвалиду доводится быть понятым другими людьми, причем людьми одаренными, творческими. Розанов - человек потому и редкостный, что понимает и предлагает вместе сопротивляться обстоятельствам. Среди нынешних учеников Валентина немало просто настоящих талантов. Даже выпускники Строгановки работают в его мастерской.
Интересно, прибыльно ли сегодня таким искусством заниматься?
- В магазинах наши вещи не продаются. Там требуют регулярных поставок большими партиями. А у нас все-таки не поток, а творческая мастерская. Кстати, если мы где-то и устраиваем распродажи, то по ценам более низким, чем фабричная гжель. На большом производстве и расходы неизмеримо выше, чем у нас.
А глину мы в Гжели покупаем. Там ее несколько тонн в день перерабатывают, мы берем немного.
Окончательно Валентин ушел из Гжели четыре года назад, заметив, что ему не хватает свободы творчества, перспективы. Но и его самостоятельное производство корнями связано со старинным гжельским промыслом, сине-белой керамикой...
Я заметил на стене фотографию, на которой Валентин - рядом с Маргарет Тэтчер, и она бережно держит в руках его гжельскую шкатулку. Оказывается, фотограф запечатлел момент открытия выставки "Фарфор Гжели" в лондонской галерее "Сотби".
У Розанова с британской столицей - отношения особые. Например, он оформлял в Лондоне художественную галерею, и англичане приходят поглазеть на его оформление как на произведение искусства и местную достопримечательность.
Работы Розанова есть в личных коллекциях многих известных людей. Однако и самые прославленные имена померкнут, если назвать музеи, в которых представлена сияющая керамика Розанова. Это Русский музей в Санкт-Петербурге и Исторический - в столице, Музей на Делегатской и Историко-художественный музей-заповедник Троице-Сергиевой Лавры, Государственный художественный музей в Омске и музей "Поленово".
Но почетнее всего для Валентина - его уголок в экспозиции объединения "Гжель", где его работы - рядом с произведениями самых крупных мастеров прославленного промысла.

Александр Пьянков.
Журнал «Смена» № 10.1997 г.

Пролистать иллюстрированный каталог выставки
ДАЛЬШЕ

Hosted by uCoz